В английском языке различают пять основных типов вопросов, к одному из которых и относятся альтернативные. Их главная отличительная черта — обязательное присутствие союза «or», который предполагает необходимость выбора между двумя или более вариантами.
Тем, кто уже знаком с общими и специальными вопросами, не составит большого труда разобраться и со схемой альтернативных, которая считается одной из самых простых в английском языке. Предлагаем рассмотреть основные правила их построения, особенности конструкции и использования при общении.
Что такое альтернативные вопросы
Уже из названия вопроса становится понятно, что в его основе лежит альтернатива, которая предлагается собеседнику. Иными словами, человеку предстоит выбрать между двумя или даже несколькими предметами, действиями и т. д.
Альтернативный вопрос в английском языке легко образуется из любого другого — достаточно добавить в него возможность выбора и разделительный союз «или». Получается, что в него сразу заложен и ответ, который собеседнику остается только озвучить.
Еще одна характерная особенность таких вопросов — использование инверсии для их построения. Расположение членов предложения меняется, и на первое место, в зависимости от ситуации, выходят модальный, вспомогательный глагол или вопросительное слово. В первом случае его конструкция сходна с общим вопросом, во втором — со специальным.
Конструкции со вспомогательными и модальными глаголами
Как в английском языке задать альтернативный вопрос с использованием вспомогательного или модального глагола? В обоих случаях его нужно поставить в начале конструкции, перед подлежащим. После действующего лица или предмета указываются возможные варианты ответа, разделенные союзом «or».
Схема со вспомогательным глаголом, обозначающим время происходящего и число участников, выглядит следующим образом:
- She bought lipstick. – Она купила помаду.
- Did she buy lipstick or powder? – Она купила помаду или пудру?
- They took the subway. – Они уехали на метро.
- Did they take the subway or a taxi? – Они уехали на метро или такси?
Конструкция с модальным глаголом, показывающим отношение к действию, составляется по похожему принципу:
- We can order pasta. – Мы можем заказать пасту.
- Can we order pasta or pizza? – Мы можем заказать пасту или пиццу?
- She should call. – Ей следует позвонить.
- Should she call or come in person? – Ей следует позвонить или прийти лично?
Использование вопросительных слов
Еще один пример образования альтернативных вопросов в английском языке — построение конструкций с вопросительными словами типа «who» («кто»), «how many» («сколько»), «what» («что») и пр. При этом за основу берется специальный вопрос, но уточнение с возможностью выбора, которое идет после двоеточия, превращает его в одну из разновидностей альтернативного.
- Who will feed the baby: mom or dad? – Кто будет кормить малыша: мама или папа?
- What did you bake: cheesecake or brownies? – Что ты испекла: чизкейк или пирожные?
Если все правила соблюдены, оба пути построения альтернативных вопросов считаются равноценными: и с помощью глаголов, и с использованием вопросительных слов.
Вопросы к разным членам предложения
Как и специальные, альтернативные вопросы могут относиться к любому члену предложения. Это также отличает их от общих, затрагивающих все предложение целиком. При построении альтернативного вопроса в английском языке член предложения, к которому он задается, всегда представляется в двух или нескольких вариантах, разделенных союзом «или». Рассмотрим наиболее типичные для таких случаев конструкции.
К подлежащему
В английской речи схема альтернативного вопроса к подлежащему отличается от остальных. В ней перед вторым подлежащим обязательно есть вспомогательный или модальный глагол. Например:
- The train arrives at ten o'clock. – Поезд прибывает в десять часов.
- Does the train arrive at ten o’clock or does the bus? – Поезд прибывает в десять часов или автобус?
К именной части сказуемого
Речь идет о предложениях, в которых в роли сказуемого выступает глагол «to be» («быть») в сочетании со вторым словом, характеризующим, кем или чем является подлежащее. Так, в предложении «Anna is your sister» сказуемое включает две части: глагол «to be» + «sister». Как тогда составить на английском языке альтернативный вопрос к высказыванию? Для этого достаточно поставить глагол «to be» перед подлежащим:
- Is Anna your sister or friend? – Анна твоя сестра или подруга?
- Is your dress blue or turquoise? – Ваше платье голубое или бирюзовое?
- Was it sunny or cloudy today? – Сегодня было солнечно или пасмурно?
К определению
Собеседнику в форме альтернативы предлагается несколько качеств лиц или неодушевленных предметов:
- Does John make salads warm or cold? – Джон готовит теплые салаты или холодные?
- Michael ordered pink or white wine? – Майкл заказал розовое или белое вино?
К дополнению
Когда в составе сказуемого есть вспомогательный глагол, задавая альтернативный вопрос к дополнению, его нужно поставить в начало конструкции:
- Monica is cooking potatoes. – Моника варит картофель.
- Is Monica cooking potatoes or corn? – Моника варит картофель или кукурузу?
В тех же случаях, когда в роли сказуемого выступает глагол в Present Simple или Past Simple, в начало конструкции перед подлежащим ставится глагол «to do» в соответствующей форме:
- John loves dogs. – Джон любит собак.
- Does John like dogs or guinea pigs? – Джон любит собак или морских свинок?
- He loves berries. – Ему нравятся ягоды.
- Does he like berries or fruits? – Ему нравятся ягоды или фрукты?
- He went to the shop. – Он ходил в магазин.
- Did he go to the shop or to the pharmacy? – Он ходил в магазин или в аптеку?
К обстоятельству
Такие вопросы можно задавать к обстоятельству времени (во сколько? когда?), места (где? куда?) и способа действия (как?). Например, если сказуемое состоит из модального и смыслового глаголов, модальный переносится в начало конструкции, а вспомогательный можно не использовать:
- The sprinter should run fast. – Спринтеру следует бежать быстро.
- Should the sprinter run fast or leisurely? – Спринтеру следует бежать быстро или неторопливо?
Кроме этого, при составлении альтернативных вопросов в английском языке в роли одного из вариантов нередко выступает частица «not»:
- Is that your pencil or not? – Это твой карандаш или нет?
- Will you come on Thursday or not? – Вы придете в четверг или нет?
Особенности интонации
Чтобы продемонстрировать достаточный уровень знания английского языка, альтернативные вопросы важно не только правильно формулировать, но и озвучивать с определенной интонацией. Первая половина предложения, до союза «or», произносится немного завышенным тоном, а оставшаяся — пониженным. Хотя это и не означает, что первому из предложенных вариантов отдается большее предпочтение.
Для закрепления этого навыка нужно регулярно уделять время отработке устной английской речи, постоянно смотреть видео и слушать аудиозаписи в оригинале и больше общаться с носителями языка.
Как ответить
Если собеседник находится в ситуации выбора в задаваемом вопросе, ответить просто «да» или «нет» у него не получится. Ему однозначно придется указать на один из доступных вариантов. По правилам в английском языке ответ на альтернативный вопрос дается в развернутом или кратком виде. При этом и вопрос, и ответ должны строиться в одном и том же времени. В первом случае это будет выглядеть следующим образом:
- Is Alex going to study or work next week? – Алекс будет учиться или работать на следующей неделе?
- Alex will study. – Алекс будет учиться.
Но в разговорной речи, и в английской, и в русской, такая развернутая форма используется редко. Большинство членов предложения опускаются, и собеседник просто указывает выбранный вариант ответа:
- Are you wearing a pink blouse or a white one? – Ты надела розовую блузку или белую?
- Pink. – Розовую.
Альтернативные вопросы и правила их построения в английской речи — одна из наиболее простых и доступных в обучении тем. Но от того, насколько хорошо будут усвоены эти знания, во многом зависят дальнейшие успехи в освоении языка. И добиться таких результатов проще, работая вместе с опытными профессионалами — преподавателями школы London Express. А большой выбор эффективных обучающих курсов, рассчитанных на разные степени владения английским, дает каждому студенту возможность найти оптимальный для себя вариант, с учетом начального уровня знаний и поставленных на будущее целей.